Кемерово
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Реклама и закон /
Добавить в избранное
Версия для печати

Закон «О рекламе». Инструкция по применению


31.08.2006

Закон «О рекламе». Инструкция по применению

Российская реклама вот уже 2 месяца живет по новому закону, многие положения которого кардинально отличаются от требований старого. Попробовав применить их на практике,  многие рекламисты и рекламодатели столкнулись если не с трудностями, то с недостатком информации. Причем пока комментариев к новому документу опубликовано, мягко говоря, очень немного: Яндекс выдает только один документ, с которым можно ознакомиться на нашем сайте: http://www.mediapilot.ru/info-view-72-page-1.html

Екатеринбургские рекламисты не стали мириться с таким положением и организовали конференцию «Новый закон «О рекламе»: комментарии специалистов», на которую в качестве эксперта пригласили начальника юридического департамента московского рекламного агентства «Медиа-Мастер» Татьяну Миронову. 

Главный вывод, который напрашивается по итогам конференции, состоит в следующем: мы имеем многократное увеличение ответственности рекламодателя за достоверность информации, содержащейся в рекламном сообщении, а рекламопроизводителя и рекламораспространителя – за проверку всех необходимых документов, подтверждающих эту самую достоверность. Очевидно, что это – одна из главных новаций закона, вытекающая, кстати, из заявленных целей: «…реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,.. а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы».

Серьезность своих намерений законодатель подтверждает серьезностью «карательной» составляющей: нарушение  некоторых положений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

«Именно сейчас очень важно понять для себя, - подчеркнула Татьяна Миронова, - чего категорически делать нельзя, а с чем можно поэкспериментировать». Она  познакомила участников конференции с практикой московского агентства, активно работающего на рекламном рынке не только в столице, но и в регионах.

И это все о нем

Изменения, которые  претерпели нормы закона, регулирующие рекламу пива и алкоголя, продолжают логику законодателя, определенную еще поправками 2004 года. Отдельно оговорен запрет на рекламу «зонтичных» брендов и исключено понятие «слабоалкогольная продукция». Теперь правила рекламирования одинаковы для всех алкогольных напитков, в составе которых содержание этилового спирта равно или превышает 1,5% от объема.

Но несмотря на то, что на сегодняшний день уже сформировалась определенная практика, в том числе и судебная , рекламирование спиртного вызывает по прежнему много вопросов. К примеру, закон разрешает проведение соответствующих промоакций в местах, где разрешена розничная продажа  алкоголя. Татьяна Миронова обратила внимание участников конференции на то, что такими местами считаются исключительно отделы по продаже алкоголя. А если промоутеры в футболках с логотипами алкогольных брендов встречают нас на входе в супермаркет – это признак нарушения  закона «О рекламе».

Акции по продвижению пива и напитков, изготовленных на его основе, нельзя проводить там, где запрещена  розничная продажа этих продуктов. Но пивной павильон, установленный ближе, чем в 100 метрах от образовательного или медицинского  учреждения, являясь местом, где торговля пивом разрешена, не является местом, где разрешена его реклама.

За что боролись, на то и напоролись

Пристального внимания законодателей удостоилась реклама лекарств и БАДов. Введение таких строгих правил в отношении этих продуктов обусловлено, по мнению Татьяны Мироновой, большим количеством вольностей, которые имели место в практике их рекламирования и, как следствие, большого количества жалоб от населения. Реклама лекарственных средств не должна обращаться к несовершеннолетним, содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, создавать впечатление ненужности обращения к врачу; гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий и так далее. Логика понятна – максимально обезопасить потребителя рекламы. Татьяна Миронова рекомендовала при продвижении лекарственных препаратов сообщать в рекламе только те сведения о лекарстве, которые обозначены в инструкции по его применению.  Необходимо также сопровождать рекламное сообщение предупреждениями:  «Ознакомьтесь с противопоказаниями в инструкции» – если  есть противопоказания или  «Перед применением проконсультируйся с врачом» – если  противопоказаний нет.

Главный запрет в рекламе биологически-активных добавок связан с недопустимостью рекламы БАДов под видом лекарственных средств.

Не менее подробно и также по  причине большого количества ранее допущенных «вольностей»,  прописаны требования к рекламе банковских и финансовых услуг. Отныне она  не должна содержать, к примеру, гарантий и обещаний эффективности, в том числе основанных на реальных показаниях в прошлом, если эта эффективность не подтверждена документально.

Если в рекламе кредита сообщается информация  хотя бы об одном условии, влияющем на его стоимость,  сроки и способы получения (например, «0%», «без поручителей», «за 24 часа»),  то в этом же рекламном сообщении должны быть перечислены все остальные многочисленные условия, о которых сегодня мы, как правило, узнаём непосредственно в банке. Понятно, что выполнить это требование закона в рамках рекламного ролика или модуля не представляется возможным по чисто техническим причинам. В этой ситуации наиболее приемлемым кажется создание рекламных сообщений, в которых ничего не говорится об условиях кредитования, а просто публикуется название банка и «говорящие» названия кредитных продуктов.

В рекламе услуг, связанных с управлением, необходимо указывать источник информации, подлежащий раскрытию, а также сведения о месте, адресе, где можно узнать подробную информацию обо всех условиях договора, а также о рекламодателе.

Отдельным пунктом закона запрещена реклама «пирамид». Реклама долевого строительства должна содержать  сведения о месте и способе получения строительной декларации. Не допускается реклама тех объектов, на которые не получено разрешение на строительство, либо в момент приостановления разрешения.

Территория азарта

Реклама всех основанных на риске игр и пари (в том числе казино, залов игровых автоматов, бегов и других подобных мероприятий) подлежит лицензированию. И хотя действующий закон не требует указания номера лицензии в самом рекламном сообщении, рекламопроизводитель/распространитель обязан убедиться в наличии таковой у рекламодателя. И еще один нюанс:  размещая подобную рекламу в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры и пари,  надо помнить, что закон   исключает из перечня разрешенных мест объекты транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорты, станции метрополитена и другие подобные объекты).

Отдельная статья закона посвящена рекламе так называемых «стимулирующих мероприятий» – лотерей, конкурсов, игр или иных подобных мероприятий, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Все они проводятся за счет рекламодателя и рекламодатель не получает от этого прибыли. Татьяна Миронова рекомендует: требуйте от рекламодателя и внимательно читайте утвержденные и заверенные печатью правила проведения  такого мероприятия, чтобы, как минимум понять, что вам предстоит рекламировать. Если имеет место фактор случайности –  это лотерея, если подарок получает каждый покупатель – это раздача товара, если есть какие-то условия получения подарка – это конкурс. И будьте внимательны: о проведении лотереи организатор обязан проинформировать органы исполнительной  власти (в Екатеринбурге это министерство финансов Свердловской области). Каждое такое мероприятие заносится в реестр, выписку из которого рекламодатель и должен предоставить распространителю рекламы.

Маска, я тебя знаю!

Определенные трудности возникают у рекламистов в связи с изменившимися требованиями к размещению так называемой «спонсорской рекламы», которая определена в новом законе как «реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре». Причем в качестве спонсора не может выступать товар или средство его индивидуализации, а может быть указано либо физическое,  либо юридическое лицо. Буквально это означает, что если раньше мы могли сообщить, что спонсором трансляции является магазин «Зимние ласты», то теперь мы должны будем говорить: «Спонсор трансляции – ИП Иванов».

Хорошо еще, что законом не запрещено указывать информацию о производимых спонсором товарах. Так что пока владелец торговой точки приводит свое юридическое наименование в соответствие с названием магазина, придется давать в спонсорской рекламе поясняющую информацию.

Закон есть закон

Завершая свое выступление, Татьяна Миронова сказала: «Для меня, как для юриста, не существует понятия «плохой» или «хороший» закон. Закон есть – значит, я должна  всемерно способствовать его исполнению, следить, чтобы та организация, в которой я работаю, не нарушала этот закон, привлекая к себе тем самым ненужное внимание контролирующих органов. Меня порадовало, что в сегодняшней конференции приняли участие представители ФАС, во многих случаях рекомендации антимонопольного органа являются для нас определяющими. Но это не означает, конечно, что его мнение нельзя оспаривать в суде…»

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяна Колотова в своем выступлении подчеркнула, что в законе сохранены нормы, безоговорочно принимавшиеся участниками рекламного рынка. Более того, учтено, например, недовольство рекламного сообщества запретом на использование образа детей, и теперь в рекламе большинства товаров и услуг детишки будут появляться на законных основаниях.  Исключены также требования, которые были нужны на стадии становления товарных рынков в РФ, но сейчас изжили себя – например, обязательные ссылки на лицензии и сертификаты.

Ужесточены же требования  к тем видам и формам распространения рекламы, которые вызывали наибольшее количество нареканий потребителей.

«Закон привнес много полезного во взаимоотношения ФАС с участниками рекламного рынка, более точно прописав права и обязанности каждого, - сказала Татьяна Родионовна. -   Очень важные изменения произошли в части требований к порядку получения разрешений на установку объектов наружной рекламы. В этой области было очень много волюнтаризма со стороны органов местного самоуправления, которые брали на себя несвойственную им функцию оценки содержания рекламы. Они, возможно, пытались бы делать это и дальше, но в новом законе четко сказано, что контроль за содержанием рекламы на предмет  соответствия законодательству осуществляет исключительно антимонопольный комитет».

Еще одна новация: специалисты ФАС больше не смогут самостоятельно заставлять нарушителей закона публиковать так называемую контррекламу (опровержение), для этого потребуется решение суда[1].

Появились у антимонопольной службы и новые полномочия: рассматривать  на предмет соответствия закону «О рекламе» нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

«Безусловно, закон не свободен от недостатков, - подчеркнула Татьяна Колотова. – Но я хочу напомнить, что мы  – открытая организация, мы готовы слушать мнения и участников рекламного рынка, и экспертов, и потребителей рекламы. Думаю, что общими усилиями нам удастся сделать рекламный рынок еще более цивилизованным».

 Ольга Зверева                    


[1] Порядок действий ФАС в тех или иных случаях определен «Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе».



17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год